Волокита при расследовании пыток не повод для компенсации вреда

Событие | Пресс центр

17 февраля 2021

Вчера, 16 февраля 2021 года, судья Октябрьского районного суда Краснодара Елена Баранова отказала жителю Туапсинского района Евгению Бунину в удовлетворении иска о компенсации морального вреда за неэффективное расследование его жалобы на пытки в полиции осенью 2018 года. За время расследования уголовное дело о пытках прекращалось как минимум шесть раз, а следователи каждый раз приходили к выводу, что никто Бунина в полиции не избивал. Юристы Комитета против пыток будут обжаловать это решение суда.

Напомним, в ноябре 2018 года в Комитет против пыток за юридической помощью обратился житель села Индюк Туапсинского района Евгений Бунин. Он рассказал, что 12 ноября его пригласили на беседу в отдел полиции, расположенный на улице Мира в Туапсе: там, в одном из кабинетов отдела уголовного розыска, оперативный сотрудник надел на него наручники и стал требовать написать «явку с повинной» в краже телефона.

«Я сказал, что не причастен к этому. После этого полицейский стал наносить мне удары по голове: бил кулаками и ладонями. Мне натянули на голову капюшон моей куртки, и после нескольких ударов у меня из носа потекла кровь, которая образовала на полу лужу», – вспоминает Бунин.

По словам Евгения, сотрудник полиции, от которого разило алкоголем, угрожал ему, что избиение продолжится всю ночь и в итоге его все равно задержат как подозреваемого.

«Опасаясь за свое здоровье, я написал требуемое признание под диктовку другого сотрудника уголовного розыска», – продолжает Бунин.

Как рассказал Евгений, в отделе полиции ему предложили выпить водки, после этого полицейские доставили его на автомобиле домой, причем по дороге он продолжал употреблять алкоголь с полицейским, который его избивал.

Утром следующего дня Бунин вызвал домой бригаду скорой медицинской помощи, которая госпитализировала его в Туапсинскую районную больницу № 1. Там Евгению диагностировали: «Закрытую черепно-мозговую травму, сотрясение головного мозга, кровоподтёк мягких тканей правой параорбитальной области, ушиб мягких тканей затылочной области».

В тот же день, 13 ноября, сестра Евгения обратилась в Следственный комитет с сообщением о преступлении. По словам Бунина, практически сразу к нему в больницу прибыл судмедэксперт, сфотографировал и зафиксировал у него телесные повреждения.

Уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного п. «а», «б» ч. 3 ст. 286 УК РФ («Превышение должностных полномочий с применением насилия и спецсредств»), было возбуждено лишь 16 апреля 2019 года.

За время расследования уголовное дело незаконно прекращалось как минимум шесть раз. Прекращая уголовное дело, следователи каждый раз приходили к выводу, что никто Бунина в полиции не избивал. В настоящее время дело в очередной раз прекращено. Правозащитники намерены обжаловать это решение следователей. 

В августе 2020 года юристы Комитета против пыток обратились в суд в интересах Бунина с иском о взыскании со Следственного комитета России компенсации морального вреда, причиненного ему неэффективным расследованием дела о пытках. Исковые требования составили восемьсот тысяч рублей.

В обоснование иска, в числе прочего, правозащитники указали, что более года следователи не могли выполнить указаний прокурора и руководства следственного отдела о проведении конкретных следственных действий.

Представитель Следственного комитета, возражая против удовлетворения иска, приводил доводы о том, что бездействие следователей не было признано незаконным в порядке уголовного судопроизводства.

Вчера судья Октябрьского районного суда Краснодара Елена Баранова отказала в удовлетворении этого иска.

«Безусловно, мы не согласны с этим решением и будем его обжаловать после получения мотивировочной части решения», – комментирует юрист Комитета против пыток Роман Веретенников.

Подтвердите, что вам есть 18 лет