Правозащитники получили видеозапись применения насилия к краснодарцу на акции протеста

Событие | Пресс центр

04 марта 2021

Житель Краснодара Владимир Плахтий обвиняет сотрудников полиции в незаконном применении к нему насилия во время задержания на протестной акции в Краснодаре 31 января этого года. Юристам Комитета против пыток удалось получить видеозапись, подтверждающую слова Владимира. Ранее в Следственном комитете отказались проводить проверку по жалобе Плахтия, перенаправив ее в МВД.

31 января 2021 года в Комитет против пыток за юридической помощью обратился житель Краснодара Владимир Плахтий.

Владимир сообщил, что в самый разгар акции несколько ребят попросили ненадолго подержать их плакат. Он решил его свернуть и положил на клумбу, когда почувствовал, что его схватили за обе руки несколько людей в гражданской одежде.

«Никто из них не представился, не предъявил удостоверение и не объяснил причины задержания. Я предположил, что это сотрудники полиции, и потребовал их представиться. Ответа не последовало, – вспоминает Владимир. – Так как они начали заламывать мне руки, я начал сопротивляться. Я группировал руки на груди и не давал им возможности их схватить. В этот момент кто-то из них толкнул меня на плитку рядом с клумбой, в результате чего я сильно ударился спиной».

В этот момент к Владимиру подошли еще двое сотрудников в гражданской одежде: «Один из них подошел ко мне стороны головы. Он взял меня обеими руками за плечи и попытался рывком меня поднять. Из-за этого я испытал боль. Поднять меня снова не удалось. Второй подошедший обошел первого, держащего меня за плечи, встал на колени таким образом, что одно его колено находилось на траве, а вторым коленом он надавил мне на лицо, всем своим весом упершись мне в нос. Кто-то из них в этот момент сказал мне не рыпаться. Я испытал сильную боль. В этот момент я почувствовал щелчок в носу. Я подумал, что это перелом костей носа. От боли я крикнул сидящему на мне сотруднику убрать колено с моего лица. Он не отреагировал».

В итоге, Владимира поместили в автозак и отвезли в отдел полиции, где в отношении него составили протокол об административном правонарушении по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ («Нарушение порядка проведения митинга»). На следующий день суд признал его виновным и назначил штраф 10 000 рублей.

После того, как Владимира отпустили из полицейского участка, он обратился в городскую больницу Краснодара, где ему диагностировали: «Ушиб мягких тканей носа. Дисторсия шейного отдела позвоночника. Ушиб грудной клетки. Ушиб мягких тканей шейного и грудного отдела позвоночника. Множественные ссадины, ушибы лица. Правосторонний посттравматический артрит височно-нижнечелюстного сустава».

Через несколько дней Владимир прошел судебно-медицинское освидетельствование, согласно которому действиями неизвестных сотрудников полиции в штатском ему был причинен легкий вред здоровью.

5 февраля юристы Комитета против пыток обратились с сообщением о преступлении в интересах Владимира Плахтия в Следственный комитет, однако, вопреки требованию закона, это сообщение было перенаправлено в ГУ МВД по Краснодарскому краю. Правозащитники обжаловали в суд такое решение представителей Следственного комитета как незаконное.

В ходе общественного расследования юристы Комитета против пыток получили из МВД подтверждение того, что люди, задерживающие Владимира Плахтия, являются полицейскими. Также журналисты передали правозащитникам видеозапись задержания Владимира: на ней видно, как один из державших его сотрудников полиции в штатском несколько раз сильно надавливает коленом на шею, челюсть и нос лежащего на земле Плахтия.

«Безусловно, сотрудники полиции имеют право применять физическую силу и спецредства при задержании, однако это должно отвечать критериям соразмерности, – говорит юрист Комитета против пыток Илья Платонов. – В нашем случае в задержании участвовало порядка шести прошедших специальную подготовку полицейских, каждый из которых физически сильнее Владимира. Активного сопротивления он не оказывал, физически никак не угрожал сотрудникам полиции. При таких «вводных» язык не повернется назвать использование колена для фиксации головы и шеи адекватным и соразмерным применением силы. Кроме того, несогласованность действий полицейских, когда один давит коленом на шею, а другие в этот момент тянут Владимира за ноги, могла привести к более серьезным повреждениям с риском угрозы жизни. А умышленное сдавливание коленом лица, на мой взгляд, вообще не имеет никакой практической цели, кроме как специально причинить боль. Приведенные факты позволяют сделать вывод о наличии в действиях сотрудников полиции признаков превышения должностных полномочий с применением насилия. В связи с чем мы будем добиваться возбуждения уголовного дела».

Подтвердите, что вам есть 18 лет