Роль прокуратуры в деле Михеева

Событие | Пресс центр

30 января 2006

26 января 2006 года, Европейский Суд по правам человека вынес решение по делу Михеева против Российской Федерации. Суд признал тот факт, что в отношении заявителя сотрудниками милиции были применены многочисленные и жестокие пытки, что противоречит статье 3 Европейской Конвенции прав человека и основных свобод. Европейский Суд оценил материальный ущерб, причиненный Михееву, в 130 000 евро, а моральный вред – в 120 000 евро. Все эту сумму обязана выплатить заявителю казна Российской Федерации.

Кроме нарушений статьи 3 Конвенции, Суд признал нарушение Россией и статьи 13 Конвенции, которые выразилось в том, что по жалобе Алексея Михеева органами прокуратуры не было проведено независимое, всестороннее и эффективное расследование в разумные сроки. Не вдаваясь в подробности вынесенного решения, Комитет против пыток хочет пояснить, что такое решение Европейского Суда означает не только обязанность Российской Федерации выплатить Михееву установленную компенсацию, но и предпринять все меры для привлечения к ответственности должностных лиц районных и областной прокуратур Нижегородской области, виновных в саботаже расследования по делу.

В настоящее время приговором суда Ленинского района г. Нижнего Новгорода бывшие сотрудники Ленинского РОВД Игорь Сомов и Николай Костерин признаны виновными в применении пыток к Алексею. Но мы утверждаем, что органами следствия установлены и привлечены к уголовной ответственности не все виновные. Никто из сотрудников прокуратуры, осуществляющих предварительное следствие по делу Михеева не понес наказания, не смотря на то, что было вынесено 20 незаконных постановлений о прекращении уголовного дела, все из которых были отменены по жалобам Михеева, подготовленными сотрудниками Комитета.

Комитет против пыток обращает внимание на то, что сам факт рассмотрения дела в Европейском Суде по правам человека является следствием того, что национальные органы следствия, то есть прокуратура, на протяжении семи лет саботировали расследование данного уголовного дела.

Все это время – с 1999 года и до декабря 2005 года – юристы Комитета против пыток последовательно и настойчиво добивались того, чтобы справедливость в отношении Михеева была восстановлена на национальном уровне российскими правоохранительными органами и судом. Мы сделали все, чтобы отстоять честь нашего государства и добиться от органов прокуратуры Нижегородской области соблюдения Конституции Российской Федерации и российских законов. В результате наших усилий все 26 постановлений, вынесенных органами прокуратуры по делу Михеева, были признаны незаконными и отменены, но за семь лет работы мы не смогли заставить прокуратуру выполнить свои обязательства. Обвинение Сомову и Костерину было предъявлено только после того, как Европейский Суд по правам человека признал жалобу Михеева приемлемой. Комитет против пыток намерен добиваться привлечения к ответственности в соответствии с российским законодательством всех виновных в том, что Алексей Михеев, пережив пытки, остался инвалидом, а Российская Федерация вынуждена отвечать перед Европейским Судом не только за пытки, но и за недееспособность прокуратуры.

Подтвердите, что вам есть 18 лет