Пенсионерка из Краснодарского края, которой полицейские выстрелили в руку, обратилась в ЕСПЧ

Событие | Пресс центр

16 сентября 2020

Сегодня, 16 сентября 2020 года, юристы Комитета против пыток направили в Европейский суд по правам человека жалобу в интересах пенсионерки из Краснодарского края Клавдии Кушниковой. Она утверждает, что в январе 2019 года полицейские, незаконно применив оружие, ранили ее в руку. Уголовное дело в отношении сотрудников полиции так и не было возбуждено, а Кушникова и двое ее родственников были осуждены за угрозы в отношении полицейских.

4 сентября 2019 года в Комитет против пыток за юридической помощью обратилась жительница Тихорецкого района Краснодарского края Клавдия Кушникова. По ее словам, 14 января 2019 года около полуночи к ней домой прибыли неизвестные, интересовавшиеся дочерью и ее сожителем, которые в тот момент находились в доме. Вскоре она услышала крики дочери о том, что та ослепла. Выйдя в прихожую посмотреть, что случилось, она получила в лицо струю слезоточивого газа. После этого раздались выстрелы.

«Я подумала, что это какие-то бандиты. Я была шокирована происходящим. На полу в коридоре у меня лежал топор, которым я колю дрова для отопления. Я взяла его в правую руку, думала напугать пришедших, чтобы они отошли от двери и не могли пускать газ в дом, чтобы не пострадали дети. Взяв в правую руку топор, я увидела, что рука в крови. Кровь буквально била ключом в районе внутренней стороны лучезапястного сустава. Я тут же отбросила топор в сторону. Я подумала, что это рана от выстрела», – рассказала Кушникова.

На ее попытки распахнуть входную дверь, чтобы проветрить дом от слезоточивого газа, снаружи раздавались выстрелы. Впоследствии оказалось, что неизвестные были сотрудниками полиции, прибывшими для задержания дочери Кушниковой и ее сожителя.

Согласно результатам судебно-медицинской экспертизы, Клавдия Кушникова получила следующие телесные повреждения: «Огнестрельная рваная рана правого лучезапястного сустава. Данное повреждение возможно образовалось от воздействия тупого твердого предмета, каковым мог быть снаряд пули, что могло иметь место при выстреле из огнестрельного оружия».

В отношении Клавдии Кушниковой, дочери и ее сожителя было возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 318 УК РФ («Угроза применения насилия в отношении представителя власти»). По версии следствия, 14 января 2019 года дочь и ее сожитель в соседнем селе в ходе обороны тяжело ранили ножом нападавших и после конфликта направились домой к Кушниковой. Прибывшие туда полицейские потребовали от дочери проследовать с ними в отдел полиции для дачи объяснений. В ответ на это Кушникова, дочь и ее сожитель стали грозить им топором, передавая его из рук в руки. В результате угроз один из полицейских был вынужден применить слезоточивый газ и травматический пистолет. Суд согласился с этой версией следствия и приговорил Клавдию Кушникову к наказанию в виде тридцати пяти тысяч рублей штрафа, дочь и ее сожителя – к 2 годам лишения свободы.

Следователь следственного отдела по Тихорецкому району СУ СК РФ по Краснодарскому краю Владимир Новиков, проводивший поверку по факту ранения Кушниковой, отказал в возбуждении уголовного дела, посчитав применение слезоточивого газа и травматического пистолета правомерными. Позднее суды двух инстанций признали это решение законным.

«Мы провели собственное расследование и пришли к выводу, что полицейские применили оружие и слезоточивый газ незаконно, а выводы следствия и суда основываются лишь на показаниях сотрудников полиции, – говорит юрист краснодарского отделения Комитета против пыток Роман Веретенников. – Следственный комитет и суд не стали тщательно разбираться в произошедшем, не предприняли действенных шагов, направленных на установление значимых фактов».

В ходе общественного расследования правозащитники обратились к специалистам в области судебно-медицинской криминалистики, баллистики и химии. Так, результаты анализа брызг крови на топоре подтвердили версию Кушниковой о событиях, произошедших у нее дома в январе 2019 года и опровергли показания сотрудников полиции. Результаты другого исследования показали, что в окно прихожей дома Кушниковой, забитого полиэтиленовой пленкой, было произведено два выстрела. Это опровергает версию полицейских, которые утверждают, что на них напали с топором у входа в дом, чем вынудили их применять оружие и слезоточивый газ.

В связи с тем, что на национальном уровне не удалось добиться эффективного расследования обстоятельств ранения Клавдии Кушниковой, сегодня юристы Комитета против пыток обратились в ее интересах в Европейский суд по правам человека. По мнению правозащитников, в отношении Кушниковой была нарушена статья 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, гарантирующая свободу от пыток, бесчеловечного, унижающего достоинство обращения и право на эффективное расследование.

«Доказательства, собранные нами в ходе общественного расследования, позволяют обоснованно утверждать, что официальная версия событий, произошедших в доме Кушниковой, является недостоверной, – считает эксперт по международному праву Комитета против пыток Мария Задорожная. – Надеемся, что Европейский суд даст свою оценку всем обстоятельствам произошедшего и вынесет справедливое решение».

Подтвердите, что вам есть 18 лет