Судебно-медицинские экспертизы, проведенные в отношении четырех жителей Оренбургской области, которые обвиняют сотрудников правоохранительных органов в незаконном применении к ним физического насилия, были проведены с нарушениями. Об этом юристам Комитета против пыток, представляющим интересы пострадавших, сообщили в Росдравнадзоре. Теперь правозащитники будут добиваться проведения повторных экспертиз и возбуждения уголовных дел в отношении правоохранителей.
Ранее юристы Комитета против пыток обратились в территориальный орган федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Оренбургской области с просьбой дать оценку судебно-медицинским экспертизам, которые были проведены в отношении Алексея Кондрашова, Мушфига Гулиева, Рамина Шахмарова и Мушфига Шыхалиева.
Напомним, по словам Алексея Кондрашова, в августе 2019 года сотрудники полиции избили его, сломав ребро и причинив сотрясение головного мозга. Гулиев, Шахмаров и Шыхалиев обвиняют правоохранителей, что те в 2018 году пытками выбивали у них признания в убийстве оренбургского предпринимателя и его сына. По этим жалобам на незаконное применение физического насилия до сих пор не возбуждены уголовные дела. Не возбуждены они, в том числе, из-за некачественно проведенных судебно-медицинских экспертиз, назначенных следователями в рамках проверок жалоб на пытки.
Так, согласно официальной экспертизе врача судебно-медицинского эксперта Абдулинского отделения ГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы» Сергея Фирсова у Алексея Кондрашова из телесных повреждений установлен только перелом ребра.
Правозащитники, изучив материал проверки и заключение эксперта с привлечением специалиста в области судебной медицины, установили, что экспертиза проведена с целым рядом нарушений действующего законодательства, к примеру, проигнорированы либо искажены вопросы следователя, неполно изучены медицинские документы Алексея Кондрашова, имеется ряд недостатков по оформлению и по порядку проведения экспертизы.
Руководитель территориального органа Росздравнадзора по Оренбургской области Евгений Васильев подтвердил доводы правозащитников, указав, что в проведенной экспертизе есть многочисленные нарушения законодательства Российской Федерации, регулирующих судебно-медицинскую деятельность.
Что касается «Дела Гулиева, Шахмарова и Шыхалиева», 9 марта 2018 года судебно-медицинский эксперт Бюро судебно-медицинской экспертизы по Оренбургской области Александр Деккер составил заключение о том, что не обнаружил никаких телесных повреждений у задержанных. В то же время сокамерники, с которыми содержались заявители, в своих объяснениях указывают, что видели у них телесные повреждения. Кроме того, в материалах проверки, собранных следствием по заявлениям о пытках, содержатся сведения, согласно которым время осмотра эксперта не совпадает со временем нахождения задержанных в здании Следственного управления СК РФ по Оренбургской области, где проводился осмотр. Более того, освободившихся из-под стражи на следующий день Шахмарова и Шыхалиева осматривали другие эксперты того же Бюро СМЭ и зафиксировали наличие телесных повреждений у последних.
Проанализировав эту информацию, правозащитники также обратились к независимому эксперту с просьбой оценить качество проведенной Деккером экспертизы. В итоге специалист указал, что Деккером был нарушен целый ряд требований при производстве судебно-медицинской экспертизы. Независимый специалист пришел к следующему заключению: выводы Деккера не могут использоваться при принятии юридически значимых и процессуальных решений.
Руководитель регионального Росздравнадзора Евгений Васильев и в этом случае указал на многочисленные нарушения законодательства Российской Федерации, регулирующих судебно-медицинскую деятельность, и выписал предостережение начальнику ГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы» о недопустимости нарушения обязательных требований.
«В нашей практике мы нередко сталкиваемся со случаями некачественной работы судебно-медицинских экспертов по делам, где к применению насилия могут быть причастны сотрудники правоохранительных органов. Именно поэтому для нас так важна позиция Росздравнадзора, который осуществляет контроль и надзор за деятельностью учреждений здравоохранения, в том числе, занимающихся судебно-медицинской экспертной деятельностью, – говорит юрист Комитета против пыток Тимур Рахматулин. – Сейчас мы будем добиваться проведения повторных экспертиз в рамках доследственной проверки, а также, конечно, будем добиваться возбуждения уголовных дел и их эффективного расследования».