Открытое письмо Министру внутренних дел России В.А. Колокольцеву

Событие | Пресс центр

17 августа 2012

Уважаемый Владимир Александрович!

Межрегиональная общественная организация «Комитет против пыток» – правозащитная организация, задачами которой являются осуществление гражданского контроля за ситуацией, связанной с проблемой распространения практики применения пыток в России, а также оказание профессиональной юридической и медицинской помощи жертвам пыток.

Основным направлением деятельности Комитета является проведение общественного расследования по заявлениям граждан о применении к ним пыток и иных форм бесчеловечного или унижающего достоинство обращения. В рамках такого расследования нами осуществляется юридическое сопровождение дела, в том числе представление интересов пострадавшего в органах следствия и судах, оказание помощи в получении компенсации, а в случае необходимости – проведение медико-реабилитационных мероприятий.(На фото: Врио Министра внутренних дел по Чеченской Республике А.А. Алаудинов)

МРОО «Комитет против пыток» осуществляет свою деятельность на территории нескольких субъектов Российской Федерации: в Нижегородской и Оренбургской областях, в Республиках Башкортостан и Марий Эл, в Чеченской Республике.

С ноября 2009 года юристы Комитета против пыток принимают активное участие в работе Сводной мобильной группы российских правозащитных организаций (далее – СМГ) на территории Чеченской Республики. Данная группа была сформирована с целью получения достоверной информации о нарушениях прав человека в Чеченской Республике – о пытках, похищениях, внесудебных казнях.

В феврале 2010 года участники СМГ Роман Веретенников, Дмитрий Егошин, Владислав Садыков (последние двое на тот момент являлись сотрудниками Комитета против пыток) были необоснованно и незаконно задержаны сотрудниками Шалинского РОВД МВД по Чеченской Республике и без каких-либо правовых оснований содержались в помещении данного РОВД в течение ночи.

Посчитав, что сотрудниками Шалинского РОВД грубо нарушено их право на свободу, гарантированное статьей 22 Конституции РФ и статьей 5 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, трое правозащитников обратились в суд с иском о компенсации морального вреда, причиненного названными противозаконными действиями.

21 июня 2012 года Верховный суд Чеченской Республики полностью удовлетворил требования Веретенникова, Егошина и Садыкова о компенсации им морального вреда. В решении суда (прочитать (887.12 Кб)) указано буквально следующее:

«Как следует из материалов дела, … истцы были доставлены (приведены) в здание ОМВД России по Шалинскому району ЧР, где находились в течение 16 часов. При этом у них была отобрана имевшаяся при них аппаратура, истцы находились в помещениях, в которых их препровождали сотрудники ОВД, ночь каждый из истцов провел в разных кабинетах, изолированно друг от друга. Утром они были доставлены в прокуратуру Шалинского района. Данные обстоятельства свидетельствуют об их принудительном пребывании в ограниченном пространстве (здании ОВД), невозможности свободного передвижения и общения с неограниченным кругом лиц.

Однако, как установлено судом, никакого правового основания (основания, предусмотренного конкретным нормативным актом) для доставления истцов в ОВД по Шалинскому району и нахождения их в этом здании в течение 16 часов не было как на момент задержания, так и позже.

Данные обстоятельства свидетельствуют о фактическом лишении истцов свободы на срок более трех часов, а не проведением опроса.

При таких обстоятельствах отсутствие состава преступления в действиях сотрудников ОМВД по Шалинскому району ЧР, неприменение сотрудниками к истцам в период их нахождения в здании ОВД какого-либо насилия, хорошее отношение к ним … правового значения не имеет, следовательно, не является основанием к отказу в иске при доказанности факта незаконности задержания на срок более трех часов».

Таким образом, признание незаконными действий сотрудников органов внутренних дел явилось для суда прямым основанием для удовлетворения требований истцов о взыскании компенсации морального вреда.

С учетом данного судебного решения 26 июня 2012 года нами было направлено обращение (прочитать (1.21 Мб)) на имя Министра внутренних дел по Чеченской Республике Р.Ш. Алханова с предложением принести извинения Веретенникову, Егошину, Садыкову за незаконные действия, совершенные в отношении них сотрудниками республиканских органов внутренних дел.

Следует напомнить, что принесение подобных извинений специально предусмотрено частью 3 статьи 9 Федерального закона от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»: «В порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, полиция приносит извинения гражданину, права и свободы которого были нарушены сотрудником полиции, по месту нахождения (жительства), работы или учебы гражданина в соответствии с его пожеланиями».

На данное обращение нам поступил – весьма неожиданный – ответ (прочитать (741.39 Кб)) за подписью Временно исполняющего обязанности Министра внутренних дел по Чеченской Республике А.А. Алаудинова.

Из полученного документа следует, что извиняться сотрудникам МВД не за что, поскольку Верховный суд Чеченской Республики не признавал действия сотрудников органов внутренних дел неправомерными (!), а суть судебного решения заключается во взыскании компенсации с Министерства финансов РФ. Кроме того, продолжает господин Алаудинов, Верховный суд не обязывал республиканское МВД совершать какие-либо действия (видимо, имеется в виду «не обязал извиняться»).

Не исключен тот факт, что Врио Министра внутренних дел по Чеченской Республике просто не читал определение Верховного суда ЧР от 21 июня. Возможно и то, что господин Алаудинов свято уверен – раз суд постановил взыскать компенсацию вреда с Министерства финансов РФ, значит и извиняться необходимо Минфину.

Только вот незадача – задержанные правозащитники провели ночь в здании МВД, а не Минфина. И отобрана имевшаяся при участниках СМГ аппаратура была людьми именно в милицейских погонах. И сторожили правозащитников все 16 часов их пребывания в РОВД, конечно же, не конторские служащие, а бойцы в камуфляже и с автоматами.
И всё это недвусмысленно зафиксировано судебным решением, текст которого и был послан на изучение господину Алаудинову.

Скорее всего, Врио Министра просто-напросто лукавит. Может, не барское это дело – извиняться высокопоставленным чиновникам за действия своих нерадивых подчиненных? А может, причина отписки господина Алаудинова в том, что на момент задержания участников СМГ начальником приснопамятного Шалинского РОВД был не кто иной, как Магомед Даудов? Напомним, что господин Даудов, в прошлом один из подчиненных Шамиля Басаева, позже перешедший в стан «кадыровцев», ныне является руководителем аппарата Главы Чечни и близким другом Рамзана Кадырова.

Так или иначе, приходится с горечью констатировать, что вступившее в законную силу решение Верховного суда Чеченской Республики, в котором совершенно четко установлен факт незаконных действий в отношении трех граждан Российской Федерации, не является для Врио Министра внутренних дел по ЧР достаточным поводом для исполнения требований закона о принесении извинений.

Убедительно просим Вас обратить внимание на вышеописанный безобразный и внеправовой ответ со стороны руководства Министерства внутренних дел по Чеченской Республике.

С уважением,
Председатель
МРОО «Комитет против пыток» Каляпин И.А.

Подтвердите, что вам есть 18 лет