чем дольше вы здесь,
тем больше видите

18+

Для доступа на сайт необходимо подтвердить возраст

Сайт содержит информацию, не рекомендованную лицам моложе 18 лет.

Мы используем файлы cookie, разработанные нашими специалистами и третьими лицами, для анализа событий на нашем веб-сайте, что позволяет нам улучшать взаимодействие с пользователями и обслуживание. Продолжая просмотр страниц нашего сайта, вы принимаете условия его использования. Более подробные сведения см. в нашей политике конфиденциальности.

Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом «Команда против пыток» либо касается деятельности иностранного агента «Команда против пыток»

48 550 евро за пытки несовершеннолетнего в нижегородской милиции

28 марта 2017
Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом «Команда против пыток» либо касается деятельности иностранного агента «Команда против пыток»

Антон Шестопалов, фото 2017 года

Сегодня, 28 марта 2017 года, Европейский суд по правам человека вынес решение по жалобе, поданной правозащитниками в интересах нижегородца Антона Шестопалова, которого пытали в 2004 году в РУВД Советского района Нижнего Новгорода. Страсбургские судьи установили, что в отношении Шестопалова была нарушена статья 3 Европейской конвенции, в связи с чем ему присудили 48 550 евро в качестве компенсации морального вреда.

Напомним обстоятельства этого дела. В июле 2004 года в Комитет против пыток за юридической помощью обратилась Тамара Шестопалова, которая сообщила, что 24 мая 2004 года ее несовершеннолетний сын Антон был задержан по подозрению в изнасиловании своей бывшей одноклассницы и доставлен в РУВД Советского района Нижнего Новгорода. Там, как утверждал Антон, он был вынужден дать признательные показания в совершении тяжкого преступления после нескольких часов пыток и избиений. На следующий день Антон прошел медицинское освидетельствование, по результатам которого у него были зафиксированы: закрытая черепно-мозговая травма, сотрясение головного мозга, множественные ушибы и ссадины на груди и коленях.

Отметим, что 26 мая 2004 года потерпевшая письменно засвидетельствовала, что Шестопалов ее не насиловал и к нему никаких претензий она не имеет.

Проверка фактов, указанных Антоном, производилась следственными органами прокуратуры в течение двух лет с вынесением шести постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, которые обжаловались юристами Комитета против пыток и признавались незаконными. Наконец, 20 февраля 2006 года уголовное дело все-таки было возбуждено, но за давностью лет многие важнейшие следственные действия, которые могли бы изобличить конкретных виновных, утратили своевременность и актуальность. В дальнейшем из-за неустановления подозреваемых дело было приостановлено, а 24 мая 2014 года истек срок давности привлечения к уголовной ответственности по этому преступлению. Виновные найдены и наказаны так и не были.

Тем не менее, государство признало, что подросток подвергался насилию со стороны неизвестных сотрудников милиции. Так, 17 ноября 2008 года Советский районный суд Нижнего Новгорода присудил Шестопалову 50 тысяч рублей в качестве компенсации морального вреда, причиненного избиением в отделении милиции.

Впоследствии, при помощи правозащитников Антону Шестопалову удалось отсудить и денежную компенсацию в размере 100 тысяч рублей за причиненный моральный вред, вызванный неэффективным расследованием его заявления и о пытках.

16 октября 2007 года юристы Комитета против пыток подали в интересах Шестопалова жалобу в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Сегодня по этой жалобе было вынесено решение. Страсбургские судьи единогласно установили, что:

– имело место нарушение статьи 3 Конвенции в материальной части (заявитель был подвергнут пыткам);

– имело место нарушение статьи 3 Конвенции в связи с отсутствием эффективного расследования утверждений заявителя о пытках сотрудниками милиции;

– заявитель все еще является жертвой нарушения статьи 3 Конвенции по смыслу статьи 34 Конвенции, несмотря на присужденную российским судом компенсацию.

В связи с этим Антону Шестопалову присудили 48 550 евро в качестве компенсации морального вреда.

«При квалификации жестокого обращения с Антоном Шестопаловым Суд указал, что заявитель находился в особо уязвимом состоянии не только в силу своего возраста, но также и потому, что доверял полицейским, добровольно следовал с ними в отделение полиции, ожидая, что полицейские призваны его защищать. Однако он был подвергнут пыткам и лишен всех прав как задержанный по подозрению в совершении преступления. Также Суд отметил, что мизерные компенсации, присужденные на национальном уровне, и то, что виновные в пытках так и не были найдены и наказаны, не восстанавливают нарушенных прав Шестопалова», – комментирует решение ЕСПЧ юрист отдела международно-правовой защиты Комитета по предотвращению пыток Екатерина Ванслова.

– Честно признаюсь, я не ожидал такого решения, ведь столько времени прошло… Конечно, очень неприятно, что сотрудники милиции, которые меня пытали, заставляя сознаваться в преступлении, которого я не совершал, остались безнаказанными, – делится своими впечатлениями от сегодняшнего решения ЕСПЧ сам Антон Шестопалов. – Но, тем не менее, это все равно какая-то справедливость. Я благодарю за помощь правозащитников и надеюсь, что это решение Европейского суда сможет хоть как-то помочь другим людям, которые попали в схожую ситуацию.