48 550 евро за пытки несовершеннолетнего в нижегородской милиции

Событие | Пресс центр

28 марта 2017

Антон Шестопалов, фото 2017 года

Сегодня, 28 марта 2017 года, Европейский суд по правам человека вынес решение по жалобе, поданной правозащитниками в интересах нижегородца Антона Шестопалова, которого пытали в 2004 году в РУВД Советского района Нижнего Новгорода. Страсбургские судьи установили, что в отношении Шестопалова была нарушена статья 3 Европейской конвенции, в связи с чем ему присудили 48 550 евро в качестве компенсации морального вреда.

Напомним обстоятельства этого дела. В июле 2004 года в Комитет против пыток за юридической помощью обратилась Тамара Шестопалова, которая сообщила, что 24 мая 2004 года ее несовершеннолетний сын Антон был задержан по подозрению в изнасиловании своей бывшей одноклассницы и доставлен в РУВД Советского района Нижнего Новгорода. Там, как утверждал Антон, он был вынужден дать признательные показания в совершении тяжкого преступления после нескольких часов пыток и избиений. На следующий день Антон прошел медицинское освидетельствование, по результатам которого у него были зафиксированы: закрытая черепно-мозговая травма, сотрясение головного мозга, множественные ушибы и ссадины на груди и коленях.

Отметим, что 26 мая 2004 года потерпевшая письменно засвидетельствовала, что Шестопалов ее не насиловал и к нему никаких претензий она не имеет.

Проверка фактов, указанных Антоном, производилась следственными органами прокуратуры в течение двух лет с вынесением шести постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, которые обжаловались юристами Комитета против пыток и признавались незаконными. Наконец, 20 февраля 2006 года уголовное дело все-таки было возбуждено, но за давностью лет многие важнейшие следственные действия, которые могли бы изобличить конкретных виновных, утратили своевременность и актуальность. В дальнейшем из-за неустановления подозреваемых дело было приостановлено, а 24 мая 2014 года истек срок давности привлечения к уголовной ответственности по этому преступлению. Виновные найдены и наказаны так и не были.

Тем не менее, государство признало, что подросток подвергался насилию со стороны неизвестных сотрудников милиции. Так, 17 ноября 2008 года Советский районный суд Нижнего Новгорода присудил Шестопалову 50 тысяч рублей в качестве компенсации морального вреда, причиненного избиением в отделении милиции.

Впоследствии, при помощи правозащитников Антону Шестопалову удалось отсудить и денежную компенсацию в размере 100 тысяч рублей за причиненный моральный вред, вызванный неэффективным расследованием его заявления и о пытках.

16 октября 2007 года юристы Комитета против пыток подали в интересах Шестопалова жалобу в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Сегодня по этой жалобе было вынесено решение. Страсбургские судьи единогласно установили, что:

– имело место нарушение статьи 3 Конвенции в материальной части (заявитель был подвергнут пыткам);

– имело место нарушение статьи 3 Конвенции в связи с отсутствием эффективного расследования утверждений заявителя о пытках сотрудниками милиции;

– заявитель все еще является жертвой нарушения статьи 3 Конвенции по смыслу статьи 34 Конвенции, несмотря на присужденную российским судом компенсацию.

В связи с этим Антону Шестопалову присудили 48 550 евро в качестве компенсации морального вреда.

«При квалификации жестокого обращения с Антоном Шестопаловым Суд указал, что заявитель находился в особо уязвимом состоянии не только в силу своего возраста, но также и потому, что доверял полицейским, добровольно следовал с ними в отделение полиции, ожидая, что полицейские призваны его защищать. Однако он был подвергнут пыткам и лишен всех прав как задержанный по подозрению в совершении преступления. Также Суд отметил, что мизерные компенсации, присужденные на национальном уровне, и то, что виновные в пытках так и не были найдены и наказаны, не восстанавливают нарушенных прав Шестопалова», – комментирует решение ЕСПЧ юрист отдела международно-правовой защиты Комитета по предотвращению пыток Екатерина Ванслова.

– Честно признаюсь, я не ожидал такого решения, ведь столько времени прошло… Конечно, очень неприятно, что сотрудники милиции, которые меня пытали, заставляя сознаваться в преступлении, которого я не совершал, остались безнаказанными, – делится своими впечатлениями от сегодняшнего решения ЕСПЧ сам Антон Шестопалов. – Но, тем не менее, это все равно какая-то справедливость. Я благодарю за помощь правозащитников и надеюсь, что это решение Европейского суда сможет хоть как-то помочь другим людям, которые попали в схожую ситуацию.

Подтвердите, что вам есть 18 лет