Вчера, 1 февраля 2021 года, судья Светлана Толмачева отказала нижегородцу Максиму Гаврилову в иске о компенсации морального вреда за неэффективную проверку его жалобы на пытки. Несмотря на то, что за два года следственные органы пять раз незаконно отказывали в возбуждении уголовного дела и до сих пор не опросили ключевого свидетеля, который утверждает, что видел избиение Гаврилова, суд посчитал что это не является поводом для присуждения компенсации. Юристы Комитета против пыток будут обжаловать это решение.
Напомним, 27 ноября 2018 года в Комитет против пыток за юридической помощью обратился житель Нижнего Новгорода Максим Гаврилов. Он рассказал, что утром 24 ноября он вместе с супругой и тещей прибыл на железнодорожный вокзал, чтобы отправиться в Москву и посетить вечером Большой театр. На платформе к Гаврилову подошли трое мужчин в гражданской одежде.
«Мужчины обратились ко мне по имени, дали мне лист А4 и попросили расписаться, я предположил, что ко мне обратились сотрудники полиции. Содержание листа я не изучал», – пояснил Гаврилов.
Впоследствии оказалось, что это было постановление о принудительном приводе Гаврилова в качестве свидетеля по уголовному делу.
Полицейские выкрутили Гаврилову руки, надели наручники и повели в сторону подземного перехода. Как рассказал Максим, он неоднократно задавал вопрос о причинах задержания, но ему не отвечали, а после очередного такого вопроса уже в подземном переходе сотрудники полиции нанесли ему несколько ударов по голове и в грудь, отчего он повалился и повис на руках полицейских. Затем его вывели из перехода, посадили в обычный гражданский автомобиль и повезли в неизвестном направлении.
Во время поездки Гаврилов спрашивал, куда его везут, однако ответа не получал. В машине, со слов заявителя, ему также нанесли несколько ударов руками по туловищу и голове. Доставили Гаврилова в отдел полиции № 5 УМВД России по Нижнему Новгороду, завели внутрь и проводили в актовой зал ожидать следователя. Максим рассказывает, что там его продолжили избивать, нанесли более десяти ударов.
Уже позднее стало известно, что Гаврилова задерживали сотрудники 11 отдела экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД России по Нижнему Новгороду в связи с его неоднократным отказом явиться для дачи объяснений в рамках уголовного дела. Сам Гаврилов отрицает получения каких-либо вызовов от следователя, фигурантом этого уголовного дела он не являлся.
В отделе полиции в результате пережитого стресса Гаврилову стало плохо, у него повысилось давление. Ему вызвали бригаду скорой помощи. Прибывшие по вызову врачи диагностировали гипертонический криз и госпитализировала его в городскую больницу № 5. Впоследствии, согласно заключению судебно-медицинского эксперта, у Максима Гаврилова были зафиксированы телесные повреждения: «Кровоподтеки ушных раковин, заушной области слева, передней поверхности грудной клетки, ссадины теменно-височной области слева».
В тот же день после оказанной медицинской помощи Гаврилов обратился с заявлением о преступлении в Следственный комитет.
25 декабря старший следователь следственного отдела по Нижегородскому району Александр Марченков по итогам рассмотрения этого сообщения о преступлении направил материал по подследственности в Приволжское транспортное управление на транспорте Следственного комитета России, однако 21 января 2019 года материал проверки был возвращен оттуда обратно.
Всего за время доследственной проверки следователи вынесли пять постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, которые впоследствии отменены как незаконные.
Пятое «отказное» постановление было отменено 26 ноября 2020 года заместителем прокурора Нижегородского района Нижнего Новгорода Владимиром Митюриным как незаконное, по жалобе Гаврилова на сотрудников полиции была начата очередная доследственная проверка, но и по ее результатам 11 января 2021 года было вновь отказано в возбуждении уголовного дела. Правозащитники будут обжаловать это решение.
Еще в ноябре 2020 года юристы Комитета против пыток обратились в суд в интересах Гаврилова с иском о компенсации морального вреда, причиненного ему незаконными действиями сотрудников Следственного комитета, которые в течение двух лет так и не смогли эффективно провести работу по его жалобе на пытки. В обоснование иска было заявлено заключение психолога, который в ходе исследования диагностировал у Максима выраженную депрессию легкой степени тяжести, невроз и иные нарушения в связи с длительной психотравмирующей ситуацией. С учётом практики Европейского суда по правам человека исковые требования составили триста тысяч рублей.
Вчера судья Советского районного суда Нижнего Новгорода Светлана Толмачева отказала в удовлетворении этого иска.
«Безусловно, мы недовольны этим решением и будем его обжаловать, – говорит юрист Комитета против пыток Юлия Осипова. – Суд попросту устранился от оценки бездействия следователей, в результате нерасторопности которых, например, не удалось получить полную видеозапись пребывания Гаврилова в отделе полиции, где, с его слов, к нему также применяли насилие. Также длительное время следствие даже не предпринимало попыток установить и опросить очевидцев, игнорируя предоставляемую нами информацию. Кроме того, сведения одного из ключевых свидетелей до настоящего времени следователями так и не получены».