Фото: Вадим Брайдов для ТД
Наурзбай Турсумбаев, пожилой пастух из Оренбургской области, рассказавший о том, что его избили полицейские, скончался 1 ноября. В этот день суд приговорил его к 2,5 годам ограничения свободы за преступление, которое он не совершал, признание в котором, по словам Наурзбая, полицейские получили хитростью. О смерти пенсионера Комитету против пыток спустя несколько дней сообщил его племянник Ербулат Кударкулов. Медики диагностировали у пожилого человека отек легких и остановку сердца.
Напомним, 67-летний пастух из глубинки Оренбургской области Наурзбай Турсумбаев обратился в Комитет против пыток с жалобой на избиение сотрудниками полиции. Он рассказал, что полицейские уговорили его дать признательные показания в том, что Наурзбай избил своего товарища, которому на протяжении многих лет предоставлял кров в своем доме.
«Обдурили меня. В полиции начальник хлебом клялся, креслом своим… Это, говорит, чтобы дело закрыть. Мне говорят: “Пиши, что хотел убить”. Я говорю: “Давайте это пропустим”. Нет, без этого нельзя. Ну я и писал, как баран», — рассказал Наурзбай изданию «Такие дела».
Когда сотрудники полиции приехали, чтобы вручить повестку о приводе, Наурзбай отказался с ними ехать. Он рассказал, что его повалили на пол, избили и выволокли из квартиры в подъезд. По пути с пенсионера сползли штаны, он оказался по пояс голым. Наурзбай рассказал КПП, что полицейские смеялись над ним, а участковый снимал его на телефон.
«Я им говорил: “Вы работаете в полиции, вы же образованные…”. А они хохочут. Я думал: “Неужели нет среди них хоть одного нормального человека, чтобы остановить”. Не надо бить, я же попросил не бить. Я подумал: «Вот это да, вот это полиция», — поделился Наурзбай с изданием «Медиазона».
Независимая судмедэкспертиза показала, что у пенсионера были сломаны два ребра. Также врачи обнаружили у него и его племянника, который во время задержания пытался помочь дяде, электрометки на руках.
«Я стоять много не могу, минуту постою и уже садиться мне надо. Себя поднять не могу, воды принести не могу. Я и работал раньше, а теперь куда я пойду, калека? Болит. Ребра и вот спина, позвоночник там чего-то, не знаю я. Было нормально, а когда побили, после этого все [началось]», — цитирует Наурзбая издание «Такие дела».
Юристы Комитета против пыток обратились в Следственный комитет с жалобой в интересах пенсионера, однако орган отказал в возбуждении уголовного дела в отношении полицейских. А самого Наурзбая обвинили в нападении на сотрудников полиции по ст. 318 УК РФ и в избиении своего товарища (ст. 112 и 119 УК РФ).
1 ноября суд приговорил пенсионера к 2,5 годам ограничения свободы по уголовному делу по ст. 112 и 119. Впереди его ждал суд по обвинению в избиении сотрудников полиции печной лопаткой, которую Наурзбай с трудом поднимал, когда демонстрировал журналистам.
Наурзбаю стало плохо накануне. Скорую вызывали дважды: 31 октября и 1 ноября. «Я с фельдшером говорила недавно, они как раз начали его осматривать. [Наурзбай] не хотел даже градусник дать им себе поставить. В общем, я ей объяснила, что надо очень внимательно отнестись к этому пациенту и госпитализировать его по совету вчерашнего врача», — поделилась юрист Комитета против пыток Альбина Мударисова. Пенсионера госпитализировали с подозрением на ковид.
9 ноября Ербулат рассказал правозащитникам, что сельский глава сообщил, что дядя умер в больнице несколько дней назад и нужно озадачиться его похоронами. В больнице сообщили, что Наурзбай умер из-за отека легких и остановки сердца.
«Он [Ербулат] неграмотный, читать и писать не умеет. Врачи сказали, что он умственно отсталый», — рассказал Наурзбай месяц назад во время интервью.
Ербулат работал вместе с дядей. Он не получал пенсию в связи со своим психическим статусом, был на иждивении у Наурзбая. Фермер, на которого работали мужчины, пообещал дать Ербулату еду и дрова на первое время.
11 ноября из Казахстана приехал брат Наурзбая для того чтобы организовать похороны. По словам родственника, морг торопил, чтобы тело забрали как можно скорее, поэтому он не успел. Пенсионера похоронили за счет сельсовета днем раньше.
В настоящий момент юристы Комитета против пыток обсуждают дальнейшую работу по заявлению Наурзбая и Ербулата (последний также пострадал от незаконных действий полицейских).
«Наурзбай был сломлен и тем, что с ним произошло и тем, какое решение вынес суд. Он в какой-то момент просто потерял веру в справедливость и не смог или не захотел противостоять болезни, — комментирует юрист Комитета против пыток Альбина Мударисова. – Он искренне не мог понять, почему его, пострадавшего от побоев и издевок, судят как преступника».
«Пару раз он мне звонил, когда был в унынии глубоком и говорил, что просто возьмет и вздернется или начнет топить печку по-черному, чтобы угореть — он переживал из-за этой ситуации, считал, что его незаконно судят. И я с ним разговаривал и убеждал: “Наурзбай Сабирович, не надо на себя накладывать руки, успокойтесь”, — рассказал изданию «Медиазона» юрист КПП Сергей Бабинец.
Это не первое в истории Комитета против пыток дело, когда заявитель умирает. Но история Наурзбая Турсумбаева, старого пастуха, который помогал другим, не пил, верил в людей, а под конец своей жизни встретился с жестокостью и несправедливостью, не может оставить равнодушным. Эта история доказывает, что пыткам может подвергнуться любой человек, даже такой, как беззащитный старик из глубинки России. Мы продолжим работу по привлечению к ответственности полицейских, виновных в избиении Наурзбая.