«Это издевательская риторика, когда вы говорите, что после 15 марта никакое решение ЕСПЧ на нас распространяться не будет». Как борются за свои права те, кому Россия сначала отказала в защите, а затем в выплате компенсации 

Событие | Пресс центр

20 августа 2024

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ «КОМАНДА ПРОТИВ ПЫТОК» ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА «КОМАНДА ПРОТИВ ПЫТОК» | 18+

В 2022 году Россия отказалась выплачивать компенсации по решениям Европейского Суда. Тысячи россиян, по чьим жалобам ЕСПЧ вынес решение после 15 марта 2022 года, остались без присужденных им денег. Генпрокуратура и суды отказывают в компенсациях, ссылаясь на новый закон, а юристы продолжают настаивать, что это противоречит Конституции. Команда против пыток изучила материалы двух судебных заседаний – в Москве и Самаре — оба дела рассматривал Кассационный суд.  

В конце августа 2016 года сотрудники специального отряда быстрого реагирования ворвались в квартиру к Рагимовым в Москве. Как говорят члены семьи, они начали избивать 22-летнего Мурада Рагимова и его 59-летнего отца. Полицейские били Мурада ножкой стола, а об голову разбили хрустальную конфетницу. На глазах родственников Мурада несколько раз душили пакетом, когда он терял сознание, приводили в чувство электрошокерами. Таким образом, по словам близких, сотрудники правоохранительных органов хотели заставить Мурада, студента медуниверситета имени Пирогова, признаться в совершении преступлений экстремистского характера. Когда поняли, что ни одно из их обвинений не подтверждается, просто подбросили ему наркотики — утверждает семья.

За четыре года обжалования правозащитниками действий силовиков, следователь вынес более 23 постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела. Не найдя справедливости в российских судах, юристы обратились в ЕСПЧ и добились назначения Мураду и его отцу компенсации по 26 тысяч евро, которые Россия отказывается выплачивать.

10 июля в Москве Второй кассационный суд общей юрисдикции рассмотрел жалобу Мурада Рагимова на отказ в компенсации по постановлению ЕСПЧ от 22 марта 2022 года — то есть спустя неделю после решения России отказывать в выплатах. 

Мы приводим фрагменты расшифровки судебного заседания, которые есть в распоряжении Команды против пыток

Представитель Рагимовых в суде: 

Уважаемый суд. Мы полагаем, что суды первой и апелляционной инстанции не применили статью 58 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. В статье 58 указывается порядок исполнения постановления Европейского Суда по правам человека после выхода из конвенции. В частности, устанавливается, что постановления Европейского Суда по правам человека подлежат исполнению в том случае, если это постановление зафиксировало нарушение на дату до выхода стороны из конвенции. При этом вопрос, каким образом толковать положение международного нормативно-правового акта, а именно конвенции — он точно так же полностью относится к компетенции Европейского Суда по правам человека, что подтверждал Конституционный суд Российской Федерации в Постановлении от 14 июля 2015 года №21-П. В том случае, если же суд полагал, что какое-то постановление Европейского Суда по правам человека может противоречить Конституции, то суду необходимо было обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации. Только у Конституционного суда Российской Федерации имеется полномочия по проверке соответствия исполнения постановления Европейского Суда по правам человека Конституции Российской Федерации. 

Прокурор: 

Уважаемый суд, мы считаем, что суды, созданные на территории РФ, руководствуются при рассмотрении дел именно Конституцией РФ, а также нормативно-правовыми актами, которые действуют на территории РФ. Законных оснований для исполнения решений ЕСПЧ у нас не имеется.

Судья:

По нормам ст. 329,330 Кодекса об административном судопроизводстве РФ, судебная коллегия по административным делам определила: решение Тверского районного суда г. Москвы от 16 февраля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 7 ноября 2023 года оставить без изменений кассационную жалобу представителей административного истца без удовлетворения.

_____________________________

16 июля Шестой кассационный суд общей юрисдикции рассмотрел жалобу родителей Антона Савейкина. Его застрелили в ходе полицейской операции в 2008 году в городе Октябрьском Республики Башкортостан. Полиция гналась за мужчиной, которого подозревали в незаконном обороте наркотиков. Подозреваемый попытался скрыться. В это же время на стоянке Антон Савейкин встречался со своим братом. Так как было темно, спецназовцы решили, что мужчина сел в автомобиль Савейкина, и стали разбивать стекла его машины. Антон не понял, кто напал на машину, попытался уехать, но по нему открыли огонь. Баллистическая экспертиза установила, что всего в автомобиль попало 15 пуль, две из которых стали для Антона смертельными.  

Следователь возбудил уголовное дело в отношении полицейского, стрелявшего в Антона. По результатам расследования уголовное дело прекратили, указав, что полицейский был вынужден стрелять для защиты своей жизни. Суды поддержали эти выводы, и правозащитники обратились в ЕСПЧ в интересах родственников Антона. 21 июня 2022 года ЕСПЧ признал нарушения и присудил родителям убитого 60 тысяч евро.  

Представитель Савейкиных в суде:  

Мы должны посмотреть на международно-правовой документ, на который, может, сегодня неприятно смотреть, но он все же имеет до сих пор влияние на Российскую Федерацию. Это Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Основной довод наш в том, что международные нормы не противоречат Конституции. Это два документа, которые дополняют друг друга. Закон о том, что больше не исполняем решение ЕСПЧ по своей сути  не является ничем иным как “мы в домике, мы больше ничего никому выплачивать не будем, ваши нарушения признавать также не будем, решение ЕСПЧ для нас никакой силы не имеет”…..По несчастливой случайности с 15-го марта работает этот закон, который почему-то взял и нарушил принцип неприменения обратной силы. 21-го июня вынесено решение ЕСПЧ по многострадальному делу Савейкина. То есть начиная с девятого года по двадцать второй год, на протяжении тринадцати лет, Савейкины добивались справедливости, и это было легитимным, правомерным. Сейчас же мы имеем какую-то издевательскую риторику — после 15 марта, пожалуйста, можете просто не обращаться и не заморачиваться – никакое решение ЕСПЧ на нас распространяться не будет.

Прокурор:

Российская Федерация является не единственным государством, в том числе и членом Европейского Союза (имеется в виду Совет Европы – прим. Команды против пыток), которое не исполняет решения Европейского Суда. К таким в том числе можно причислить и Польшу. Соответственно, сама по себе риторика является неправильной и противоречит фактическим обстоятельствам. Поэтому я прошу оставить судебные акты без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Судья:

Решение Октябрьского городского суда Республики Башкортостан от 3 апреля 2023 года и апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 15 ноября 2023 года года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Суды отказали Рагимовым и Савейкиным — то есть признали законным решение Генпрокуратуры России не выплачивать им компенсации. Потерпевшие планируют обратиться в Верховный суд, жалобы будут направлены в конце августа.  

По словам юриста Команды против пыток Ольги Садовской, решения судов не поддаются никаким объяснениям с точки зрения права:
«Этот ход мыслей судов полностью разрушает логику того, как возникают обязательства из тех или иных обстоятельств причинения вреда. Как с точки зрения закона, так и с точки зрения правоприменения.  Как это должно работать? Если вы нанесли кому-то ущерб и жертва от этого продолжает страдать, то ваша обязанность этот ущерб компенсировать до тех пор, пока он существует и жертва от него страдает. Именно эта логика и должна работать, но она не работает. А при слове Европейский Суд, все сразу автоматически перестает работать. Судебную систему охватывает паралич и амнезия одновременно. Хотя логика та же самая: государство совершило нарушение прав человека в тот момент, когда Конвенция в соответствии с российским законодательством работала и применялась, и ущерб никуда не делся — его нужно компенсировать.»

Подтвердите, что вам есть 18 лет