Сегодня, 28 января 2020 года, Европейский суд по правам человека признал, что российские власти нарушили права жителя Краснодара Анатолия Атаева, который содержался в неудовлетворительных условиях в СИЗО, а также не был отпущен на свободу после решения районного суда о его условно-досрочном освобождении. В связи с этим заявителю была присуждена компенсация морального вреда 9750 евро.
Напомним, 5 августа 2008 года Анатолий Атаев был условно-досрочно освобожден от отбывания наказания решением Октябрьского районного суда Краснодара. При этом суд в резолютивной части своего постановления указал: «Ходатайство защитника… об условно-досрочном освобождении Атаева… удовлетворить, условно-досрочно освободить Атаева от отбывания наказания… Постановление вступает в силу с момента провозглашения и может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд в течение 10 суток со дня его вынесения». Вынесенное судебное решение в тот же день было доставлено в администрацию СИЗО № 1 Краснодара. Однако тюремный начальник «приостановил» его исполнение, направив в суд запрос о подтверждении информации. В ответ на этот запрос заместитель председателя суда подтвердил факт судебного решения и особо отметил, что данное решение в той части, где сказано, что Атаев должен быть освобожден, подлежит немедленному исполнению.
Тем не менее, начальник СИЗО не стал исполнять решение суда даже после этого, аргументируя свой отказ тем, что, если решение суда об условно-досрочном освобождении (УДО – прим. авт.) будет пересмотрено в апелляционной инстанции, за это время Атаев может скрыться. В связи с этим 14 августа Анатолий объявил голодовку.
За это время его адвокаты и юристы Комитета против пыток, куда за юридической помощью обратился Атаев, начали «стучаться» во все возможные инстанции: прокуратуры всех уровней, следственный комитет при прокуратуре РФ, службу исполнения наказаний, но никакой положительной реакции не последовало.
Юристы Комитета против пыток направили в интересах Атаева жалобу в Европейский суд по правам человека, дополнив ее просьбой о принятии обеспечительных мер, так как голодовка заявителя вкупе с тяжелыми условиями содержания в СИЗО уже серьезно сказывалась на его здоровье и прекратить ее можно было, исполнив решения суда.
В итоге, Атаев прекратил голодовку лишь 23 августа. Решение о его УДО было обжаловано прокуратурой и направлено на новое рассмотрение обратно в районный суд. Сам заявитель отказался впоследствии от своего ходатайства об условно-досрочном освобождении, посчитав, что оно уже не имело шансов на успех.
В апреле 2016 года правозащитники получили декларацию Российской Федерации, в которой она выразила готовность выплатить заявителю 6 625 евро в качестве компенсации. Власти России признали, что условия содержания Атаева под стражей в следственном изоляторе в период с 3 апреля 2007 года по 8 октября 2008 года не соответствовали требованиям статьи 3 Конвенции. Правительство также ходатайствовало перед Судом о прекращении дальнейшего рассмотрения жалобы.
Юристы Комитета против пыток и заявитель отклонили это предложение российских властей и настояли на полном рассмотрении жалобы Европейским судом по всем заявленным нарушениям, поскольку, по мнению правозащитников, это дело носит явно прецедентный характер, и подобные нарушения влекут за собой негативные последствия для всей правовой системы и ситуации с правами человека в стране.
Сегодня Европейский суд по правам человека вынес решение по жалобе в интересах Анатолия Атаева. Страсбургские судьи установили, что в отношении заявителя была нарушена статья 3 Европейской конвенции по правам человека («Запрет пыток») в связи с переполненностью камер в СИЗО, а также статья 5 («Право на свободу») в связи с тем, что Атаев не был отпущен из СИЗО после решения районного суда о его условно-досрочном освобождении.
В связи с этим Анатолию Атаеву присуждена компенсация морального вреда 9750 евро.
«В 2016 году мы посчитали важным не принимать предложение российских властей, так как Правительство России было готово признать плохими условия содержания заявителя, но при этом не давало никакой оценки самоуправству администрации СИЗО, которая настойчиво проявляла неуважение к районному суду и отказывалась исполнять его решение об условно-досрочном освобождении Атаева, – говорит руководитель отдела международно-правовой защиты Комитета против пыток Ольга Садовская. – Для нас важно, что Европейский суд оценил эти обстоятельства и постановил, что неисполнение администрацией следственного изолятора решения районного суда об условно-досрочном освобождении Атаева является