Гособвинитель запросил реальные сроки обвиняемым в похищении и пытках нижегородца в 2004 году

Событие | Пресс центр

28 февраля 2019

Подсудимые Олег Сорокин и Роман Маркеев, фото: нн.ру

Сегодня, 28 февраля 2019 года, государственный обвинитель Елена Шкаредная запросила для подсудимых, которые обвиняются в похищении и пытках нижегородца Александра Новоселова, реальные сроки наказания. Бизнесмену Олегу Сорокину (с учетом эпизода с получением взятки) – двенадцать лет лишения свободы, экс-милиционерам Евгению Воронину и Роману Маркееву – восемь и семь лет соответственно.

Напомним, 26 ноября 2018 года в Нижегородском районном суде началось рассмотрение уголовного дела в отношении бывших сотрудников милиции Евгения Воронина и Романа Маркеева, а также бизнесмена Олега Сорокина, обвиняемых в похищении и пытках Александра Новоселова в 2004 году.

Роману Маркееву (в 2004 году – старший оперуполномоченный межрайонного отдела милиции по раскрытию серийных и заказных убийств при ГУВД Нижегородской области) и Евгению Воронину (в 2004 году – начальник этого отдела) предъявлено обвинение в совершении преступлений, предусмотренных пп. «а, в, г» ч. 2 ст. 126 УК РФ («Похищение человека группой лиц с применением насилия, оружия или предметов, используемых в качестве оружия») и пп. «а, б» ч. 3 ст. 286 УК РФ («Превышение должностных полномочий с применением насилия, оружия или специальных средств»).

Еще одним фигурантом дела является нижегородский бизнесмен Олег Сорокин – он обвиняется в соучастии в этих преступлениях.

В мае 2005 года в Комитет против пыток за юридической помощью обратился Александр Новоселов, который сообщил, что 27 апреля 2004 года около десяти часов утра на площади Свободы к нему подошли незнакомые мужчины и стали затаскивать в стоящий рядом автомобиль. Новоселова при этом избили. Дальше его отвезли в лес в Балахнинском районе Нижегородской области. Туда же подъехал джип белого цвета, из которого вышли несколько мужчин, один из приехавших, по словам Новоселова, был похож на бизнесмена Олега Сорокина. Мужчины угрожали Александру пистолетом и избили его, обвиняя в покушении на этого предпринимателя. Человек в камуфляже даже засунул ему в рот дуло пистолета, разбив при этом ему губу. Александр продолжал говорить, что ничего не знает, после чего ему на голову надели пакет и стали душить. Мужчина, похожий на Сорокина, сказал: «Достаньте топор, отрубим ему ногу». Тогда другой мужчина достал из машины охотничий топорик. Александр, испугавшись за свою жизнь, был вынужден написать явку с повинной. Его признание также записали на видеокамеру.

В результате избиения у Александра впоследствии были зафиксированы телесные повреждения в виде множественных ушибов, сотрясения головного мозга, ушиба правой почки и другие.
Искать правду Новоселов отправился в прокуратуру. Однако следственный орган по результатам проверки сообщения о преступлении в итоге отказался возбуждать уголовное дело в отношении милиционеров. Мотивировка была проста и незатейлива: мол, описанное действо являлось оперативным экспериментом, проводимым сотрудниками ГУВД по Нижегородской области, в котором участвовал «сотрудник, загримированный под внешность Сорокина О.В.».

Не сумев добиться справедливости на национальном уровне, 24 декабря 2005 года юристы Комитета против пыток в интересах Александра Новоселова подали жалобу в Европейский суд по правам человека.

28 ноября 2013 года ЕСПЧ вынес по ней постановление. Страсбургские судьи установили, что Новоселова пытали представители государства, а расследование этого факта прокуратурой было «поверхностное» и «формалистское». Европейский суд обязал тогда Россию выплатить Новоселову 27 500 евро.

В связи с вынесенным постановлением ЕСПЧ, 12 ноября 2014 года Верховный Суд Российской Федерации постановил возобновить производство по жалобе Новоселова ввиду новых обстоятельств, однако уголовное дело было возбуждено лишь 2 августа 2017 года.

По версии следствия, в 2004 году Евгений Воронин, желая получить информацию о лицах, причастных к совершенному в 2003 году покушению на убийство Олега Сорокина, разработал план психологического воздействия на человека, который мог обладать такой информацией. Реализуя этот план, сотрудники милиции, в числе которых был Евгений Маркеев, выследили Александра Новоселова, насильно поместили его в автомобиль Сорокина и вывезли в лес, где Сорокин применил к нему насилие, а также угрожал применением насилия. Получив информацию, похищенного отпустили.

В ходе сегодняшнего судебного заседания государственный обвинитель Елена Шкаредная запросила для подсудимых реальные сроки наказания. Бизнесмену Олегу Сорокину (с учетом эпизода с получением взятки) – двенадцать лет лишения свободы, экс-милиционерам Евгению Воронину и Роману Маркееву – восемь и семь лет соответственно.

«Цель оперативного эксперимента – это создание условий, в которых лицо без посторонних действий и без какого-либо вмешательства может проявить причастность к преступлению. Понуждение же не может считаться оперативным экспериментом. Лицо вправе рассчитывать, что к нему не будут применять насилие, как физическое, так и психическое», – цитирует слова Елены Шкаредной юрист Комитета против пыток Сергей Шунин, присутствующий в зале суда. 

Подтвердите, что вам есть 18 лет