22 мая 2014 года Ленинский районный суд Грозного вынес решение, которым частично удовлетворил исковые требования юристов Сводной мобильной группы (далее – СМГ), представляющих интересы Алихана Ахмедова, о компенсации морального вреда, причиненного неэффективным расследованием. При заявленной сумме в 100 тысяч рублей суд вынес решение о взыскании с Минфина РФ всего 15 тысяч. Правозащитники намерены обжаловать это решение.
Напомним, 10 ноября 2011 года к юристам СМГ обратился житель Грозного Алихан Ахмедов с просьбой провести общественное расследование и оказать юридическую помощь по факту его избиения сотрудниками ОМОНа при МВД по Чеченской Республике в ноябре 2007 года.
В своем объяснении Алихан Ахмедов привел факты, которые, к сожалению, являются обыденными для современной Чечни, но которые руководство Республики старается не замечать.
С сентября 2004 года Алихан работал оперуполномоченным уголовного розыска ОВД по Заводскому району Грозного по раскрытию тяжких и особо тяжких преступлений. В ноябре 2007 года при расследовании убийства Хатаева, командира взвода 1-го полка ППСМ-1 при МВД по ЧР, в качестве подозреваемого был задержан некто Саид-Эмин Мазаев. На беду Ахмедова и его коллеги Имрана Арсамерзуева им оказался сотрудник ОМОНа при МВД Чечни, а также «однотейповец» всесильного командира чеченского ОМОНа Алихана Цакаева.
Дальнейшие события развивались по вполне стандартному сценарию. Ахмедов и Арсамерзуев в одном из кафе были задержаны с применением насилия и огнестрельного оружия, а затем доставлены на базу чеченского ОМОНа, где над ними издевались в течение долгого времени. В своем объяснении Ахмедов указывал: «Меня взяли под руки двое сотрудников ОМОНа и потащили в сторону деревьев. Они связали веревкой за спиной руки и засунули в рот тряпку. Затем эту же веревку перекинули через ветку дерева и начали подтягивать веревку, чтобы я остался в подвешенном положении. После этого все сотрудники ОМОНа начали меня избивать. Избивали посменно, удары наносили руками и ногами по телу и голове, сопровождая экзекуции грубой нецензурной бранью. Избиение продолжалось около 3-х часов. В течение всего времени я около 3-4 раз терял сознание, меня обливали из ведра холодной водой, приводя в чувство. Во время избиения кто-то из сотрудников ОМОНа два раза тушил о мою шею сигареты».
Добавим, что Алихан Ахмедов и Имран Арсамерзуев, а также их коллега в итоге были осуждены условно по факту незаконного применения насилия в отношении Саид-Эмина Мазаева. Что касается настоящих потерпевших, 11 октября 2008 года старший следователь Ленинского межрайонного следственного отдела Мадаев вынес постановление о приостановлении предварительного следствия по уголовному делу по факту применения неустановленными сотрудниками ОМОНа физического насилия к Ахмедову и Арсамерзуеву в связи с неустановлением лица, подозреваемого в совершении преступления, при выполнении всех возможных следственных действий.
В ходе следствия не исследовались все обстоятельства произошедшего, не проверялась версия потерпевшего о том, что он был похищен сотрудниками ОМОНа МВД по ЧР. Также в ходе следствия по уголовному делу был собран ряд доказательств, явно указывающих на то, что Ахмедов был похищен сотрудниками ОМОН МВД по ЧР, подвергся пыткам на территории базы ОМОН МВД по ЧР, однако следствие, на взгляд юристов СМГ, умышленно уклонялось от установления лиц, причастных к похищению и дальнейшему незаконному лишению свободы Ахмедова. При этом сам факт принудительного, с применением физической силы, доставления Ахмедова на базу ОМОНа уже является преступным.
За время проведения предварительного расследования по делу неоднократно выносились постановления о его приостановлении, которые впоследствии отменялись; по делу давались указания о проведении следственных действий. Правозащитники, посчитав расследование неэффективным, обратились в суд с иском о компенсации морального вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов.
22 мая 2014 года состоялось очередное заседание в Ленинском районном суде Грозного. На заседании присутствовали представители прокуратуры, Следственного комитета и ответчика – Минфин РФ. Представитель прокуратуры с обоснованностью претензий истца согласился, однако посчитал завышенной сумму иска, той же позиции придерживался и ответчик. Представитель Следственного комитета, в свою очередь, просил отказать в удовлетворении иска. Судья, недолго посовещавшись, вынес решение о частичном удовлетворении исковых требований.
Представители Алихана Ахмедова намерены обжаловать это решение суда в связи с заниженной суммой компенсации.